«Какие бы изменения ни происходили вокруг, фундаментальной и базовой ценностью является успех каждого ребёнка. Наша стратегия – это развитие школы для всех. Она нацелена на формирование новой образовательной среды, в которой каждый ребёнок имеет возможность реализовать свои способности и таланты. Это непростая долгосрочная задача, которую невозможно выполнить без качественного образования», – подчеркнул Министр, открывая заседание.
По словам Сергея Кравцова, философия современной школы должна заключаться в непрерывном получении системных знаний и практических умений, навыков, которые принесут пользу в будущем.
Это, прежде всего, требует повышения престижа педагогической профессии, её совершенствования, в том числе через систему наставничества и долговременной поддержки, живое общение с учительским сообществом. Сергей Кравцов отметил, что современный учитель должен не только давать знания, но и воспитывать, помогать ребёнку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, подкреплять его веру в свои силы.
«Необходимо переосмыслить существующую систему педагогического образования, чтобы освободить время для творческой работы учителя с детьми, убрав излишнюю бюрократическую нагрузку. Наши усилия будут сосредоточены на создании условий для комфортной и результативной работы, профессионального роста», – заявил Министр.
Сергей Кравцов также обратил особое внимание на важность воспитания, основанного на вдохновляющих примерах из реальной жизни, взаимопомощи и насыщенной внеклассной работе.
Говоря о развитии СПО, Министр отметил, что в весь образовательный процесс колледжей и техникумов – от программ подготовки до прохождения практики – должны быть включены работодатели, чтобы в будущем они могли принять на работу полностью готовых к ней специалистов.
«Главное, чтобы любые стандарты, мероприятия СПО исходили из потребностей экономики», – сказал он.
Кроме того, развитию образования будут способствовать использование современных инструментов управления его качеством, внедрение цифровой образовательной среды, которая позволит упорядочить образовательные и организационные процессы, а также дальнейшее развитие российской педагогической науки, одной из самых авторитетных и признанных в мире.
«Необходимо двигаться от страниц, параграфов, пунктов к навыкам для жизни. Но также важно сохранить и преемственность, использовать богатейший опыт российской системы образования и применять инновационные подходы, которые в совокупности усилят образовательную систему», – подытожил глава Минпросвещения.
Он подчеркнул, что в этом процессе Министерство будет прислушиваться к мнению всех участников образовательного процесса – представителей экспертного и педагогического сообщества, родителей и, конечно, детей.
Председатель Общественного совета, член генерального совета «Деловой России» Виталий Сурвилло информировал, как будет организована дальнейшая работа.
«На заседаниях в 2020–2021 годах мы планируем рассматривать вопросы, связанные с развитием воспитания, дистанционного обучения и новых инструментов в системе школьного и профессионального образования, проведением итоговых проверочных работ и единого государственного экзамена, ранней профессиональной ориентацией», – сообщил он.
Сергей Рукшин, заместитель председателя Общественного совета, профессор кафедры математического анализа Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, заместитель директора ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239» г. Санкт-Петербурга, рассказал о состоянии педагогического корпуса и подготовке педагогических кадров. Он выделил основные проблемы в этой сфере и перечислил наиболее часто озвучиваемые решения, включая изменения требований к преподавателям и выпускникам педагогических вузов, восстановление государственной системы методической помощи. Он также предложил создать отдельную рабочую группу по вопросам усовершенствования системы подготовки, переподготовки и аттестации педагогов.
В своём выступлении заместитель Министра просвещения Виктор Басюк обозначил ключевые шаги Министерства по повышению статуса профессии учителя. При этом он отметил, что с каждым годом её выбирают всё больше молодых людей.
«Сейчас один из ключевых приоритетов Министерства – выстроить единую систему подготовки учителей в рамках системы педагогического роста. Мы стремимся к тому, чтобы программы для молодых педагогов стали более практическими, прикладными», – заявил он.
По словам замминистра, Министерство уделяет особое внимание возрождению педагогических классов в школах и системы методической помощи учителям, а также созданию пула базовых школ при педагогических вузах, в которых студенты могли бы приобрести практические навыки преподавательской и воспитательной работы с детьми. Другие важные направления – развитие горизонтального профессионального роста учителей и конкурсов педагогического мастерства, информационная политика по повышению престижа профессии, распространению лучших практик.
«Говоря о воспитании, мы говорим о нашем будущем, о том, куда движется наша система образования. Воспитание теперь – стратегический национальный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях», – подчеркнул он.
Денис Грибов уточнил, что рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми.
Замминистра призвал педагогов обратить особое внимание на использование примеров наших соотечественников, добившихся личного успеха, успеха в служении на благо обществу и государству.
«Кроме того, несомненно, важно уделять внимание истории и традициям того региона, в котором находится школа, чтобы дети больше узнавали свою малую родину», – добавил он.
По словам заместителя Министра, ещё одним важным шагом в этой работе будет развитие Российского движения школьников.
«РДШ станет ключевым оператором в новой системе нашей работы. Наше внимание не должно ограничиваться только образовательными вопросами. Нам важно говорить о развитии единого воспитательного пространства с единой системой ценностей и нравственных основ», – заявил он.